ARTHUR BENJAMIN: AMAZING TALES
Мне доводилось читать книгу о слепом, который в начале прошлого века в одиночку совершил кругосветное путешествие и среди прочих мест побывал в Сибири, где чудом избежал тюрьмы. В реальной жизни также немало интересных историй, связанных со зрением. Так, я знал парня с феноменально плохим зрением (около -30), не корригируемом никакими очками, но он тем не менее работал, да и работает агентом по недвижимости, и ухитряется при этом разбираться в домах получше тех, кто видит все, кроме очевидного. И мне пришла мысль спросить уже известного вам (и не только) глазного хирурга Артура Бенджамина – а бывали ли и у него всякие нетипичные случаи? И если да, почему бы для разнообразия не рассказать о них? Быть может, мы в итоге напишем книгу «Записки офтальмолога».
1
ЧЕТЫРЕ ГОДА КАК ОДИН ДЕНЬ
– Какие необычные истории вам вспоминаются?
– Приходит пациент и говорит: «Мне четыре года назад другой доктор сделал операцию катаракты на обоих глазах, левый видит хорошо, а правый все хуже и хуже». Ассистент проверила, зрение на этом глазу у него 20 на 800, т.е. большую Е он не видит, а видит только пальцы перед лицом. Очки не помогают. Я смотрю его «плохой» глаз и спрашиваю:
– Как давно у вас там контактная линза?
– Нет у меня никакой контактной линзы, – отвечает, – мне сделали операцию.
– Как же ее нет, если я ее сейчас вижу? – говорю, – более того, под ней уже, к сожалению, просматриваются язвы.
– Да о чем вы говорите, я не понимаю? – спрашивает он.
– Может, после той операции вы больше не возвращались к доктору? – спрашиваю я в свою очередь и поясняю:
– Иногда после операции можно поставить специальную «перевязочную» контактную линзу. Но эту линзу нужно вынуть на следующее утро.
– Я вам еще раз повторяю, что нет у меня никакой контактной линзы!
– Есть, – говорю я. – Она коричневого цвета. Видимо, после операции вы больше к доктору не ходили.
– Ну о чем вы толкуете? – возмущается он, – я хожу туда каждые три месяца. Но все хуже вижу, доктор мне делает всякие тесты, планирует мне лазер сделать для улучшения. Я говорю, что глаз болит, а доктор считает, что все нормально. Поэтому я к вам и пришел – за вторым мнением.
Я его слушаю и думаю, что бывают случаи, когда доктор забывает извлечь эту перевязочную линзу несколько дней. Но чтобы несколько лет, о таком я даже не читал.
– А вы говорите, линза в его глазу была коричневого цвета. Разве перевязочные линзы бывают цветными?
– Она не была, а стала коричневой. Причем ее было видно невооруженным глазом. Короче говоря, я ее, конечно, вынул, что было уже не так уж и просто: к ней прилипли сосуды, образовались инфекционные язвы и т.д. Я сфотографировал ее на фоне белой салфетки, чтобы он сам увидел.
И я начал его лечить, и лечение помогло, он стал лучше видеть. Удивительность этой истории в том, что у пациента вообще остался глаз, потому что по всем, так сказать, законам физики и математики, не говоря уже о физиологии, он должен был ослепнуть. Пациент, по его словам, приходил к доктору и на следующий день после операции, и через неделю и потом раз в три месяца на протяжении четырех лет. При этом его смотрели, ему капали в этот глаз капли, в результате чего забытая линза, т.е. кусок пластика, впитывала в себя все пигменты и приняла такой коричневый вид. С другой стороны, это настолько необычный случай, что, скажем, оптометрист или ассистент могли бы не заметить линзу по той простой причине, что это им и в голову не могло прийти. Так что это история о стойком глазе с хэппи эндом.
– А кто был его доктор?
– Пациент не сказал, а я и не настаивал.
2
СУДЬБА МИЛЛИОНЕРА
– Да, история почти невероятная. Можно сказать, неслыханная. А бывали какие-нибудь обратные случаи?
– Один мой пациент – очень состоятельный человек, который стал миллионером в 27 лет. И он отправился с друзьями в путешествие на Пхукет и другие экзотические островки. Он носил контактные линзы. Дикая природа, девственные пляжи, отсутствие цивилизации – все как они мечтали. И вот плывут они на лодке по очень живописному пейзажу и он начинает чувствовать, что у него болит глаз. А с собой никаких капель и других продуктов надоевшей цивилизации: все осталось на большом острове.
Тогда местные ему говорят, что тут неподалеку есть великий храм, в котором практикует знаменитый шаман. Ну что делать, доплывают они до храма и он обращается к этому светилу. Тот сделал все что мог, не знаю, что именно: то ли плюнул в глаз, то ли помахал перед глазом рукой, заряжая его целебной энергией, в общем, провел стандартную процедуру офтальмологического исцеления и за небольшую доплату даже прочитал молитву.
– Еще и щелобан, небось, бесплатно дал?
– Одним словом, подверг лечению по самым строгим шаманским канонам.
– Нет ни малейших сомнений, что миллионеру это помогло.
– Помогло, но только психологически. Линзу этот парень не снял, а наутро проснулся с уже жгучей болью. Деревенские медики избавили его от линзы, а через неделю он приплыл в какой-то относительно большой город, в котором водились офтальмологи. Они ему дали капли и сказали, что вот вам, мол, антибиотики, но вряд ли поможет, потому что вашему глазу конец: за неделю наружняя инфекция пробралась вовнутрь и много там чего «съела».
– Таки довольно печальная история.
– К счастью, все относительно обошлось, хотя контактные линзы он больше не носит, а ходит только в очках. Я ему не предлагаю никакой LASIK, потому что нужно беречь этот чудом сохранившийся глаз. Ему это немного обидно осознавать, ведь впереди семьдесят лет жизни, но все новинки и феноменальные достижения лазерной коррекции зрения уже не для него. Это к тому, что порой даже один лишний день в контактной линзе может привести к последствиям. Сравните с четырьмя годами.
3
ТАИНСТВЕННОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ
– Хорошо, когда врач под рукой, но не всегда же это возможно.
– Не всегда. Приходит как-то ко мне пациент, которому я сделал катаракту на одном глазу год назад, делится восторгом и просит сделать операцию на втором глазу. Я говорю: «Нет! Ведь вы после операции взяли и пропали! Так нельзя. Лечение не кончается операцией, нужно контролировать дальнейший процесс».
– А что значит пропал?
– Год назад после операции он не пришел, как полагается, на следующий день. Не пришел и через неделю, мы звонили, беспокоились, но через месяц перестали. Он исчез. Что ж, на нет и суда нет, подумали мы. Хотя на самом деле суд был.
– Этот пациент оказался судьей?
– Наоборот. Он рассказал, что на следующий день после операции ехал к нам на прием, но нарушил какие-то правила, его остановил полицейский, и то ли случился конфликт или еще что, но факт тот, что его арестовали, посадили, прошел год, и стоило ему выйти, как он тут же пришел к нам. Т.е. год он провел без капель, без обследований, без ничего, но глаз зажил сам. Итак, в одном случае, можно обрести проблемы, нося линзу лишний день, в другом – носить линзу четыре года и выйти из воды сухим, в третьем…
– Надеюсь, третий случай нашим читателям не грозит. Банальная же истина: «ищи хорошего врача» – звучит актуально везде. Вы согласны?
– На это мне возразить нечего.